Особенности обслуживания тяговых акб

Своевременное и качественное обслуживание тяговой батареи – залог ее надежной и  длительной работы.

Регламент и правила выполнения технического обслуживания тяговых батарей общеизвестны и изложены в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к каждой батарее, поэтому не будем здесь их повторять. Остановимся подробно на некоторых важных моментах, влияющих на надежность и срок службы аккумуляторов, при этом зачастую забытых, или вовсе кому-то неизвестных.

  1. Пробки заливочных горловин  аккумуляторов должны быть закрыты всё время работы и заряда батареи. Открывать только для проверки уровня и плотности электролита и доливки дистиллированной воды. Конструкция пробки предусматривает удаление выделяющихся газов (водорода и кислорода) и при этом задерживает кислотный аэрозоль, не допуская его оседания на поверхности батареи, в противном случае образуется кислотная пленка, вызывающая снижение сопротивления изоляции, ток утечки по поверхности и увеличенный саморазряд.
  2. Выполнение выравнивающего заряда – ОБЯЗАТЕЛЬНО! И чем чаще, тем лучше (в идеале на каждом цикле заряда-разряда). Если нет возможности ежедневного выполнения уравнивающего заряда – проводить его раз в неделю на выходных. И категорически обязательно хотя бы один раз в месяц. Поясним почему это так важно. Аккумуляторы, соединенные последовательно в батарею, имеют естественную тенденцию к некоторому «разбегу», т.е. при циклировании (заряд-разряд) какие-то из них набирают заряд чуть раньше, какие-то немного отстают и набирают заряд чуть позже. При разряде – наоборот – слегка отставшие аккумуляторы разрядятся быстрее. Этот процесс самоускоряется, т.е. отстающие всё больше отстают, а опережающие всё больше опережают. К чему это может привести, если не выполнять уравнивающий заряд и не контролировать плотность электролита в каждом аккумуляторе? Как минимум – в лучшем случае – к снижению рабочих характеристик батареи (отдаваемой емкости), уменьшению времени работы погрузчика на одной зарядке, а в худшем случае - к переполюсовке отстающих аккумуляторов и к преждевременному выходу их из строя. Для опережающих аккумуляторов перспективы тоже не очень хороши, т.к.  повышенная плотность электролита увеличивает коррозию токоодводов, увеличивает саморазряд и в конечном итоге сокращает срок службы. Своевременное выполнение уравнивающего заряда исключает «разбег» аккумуляторов по плотности и емкости, а значит, позволяет получать от батареи максимальную емкость и обеспечивать максимальное время работы техники.
  3. Доливать в аккумуляторы ВСЕГДА и ТОЛЬКО дистиллированную воду. Причем лучший момент для долива – конец заряда (за 30 минут до отключения зарядного устройства). С одной стороны Вы не нальете больше чем необходимо, т.к. в этот момент уровень максимален из-за большого количества пузырьков выделяющихся в конце заряда газов, а с другой стороны долитая вода быстро перемешается с остальным электролитом за счет интенсивного газовыделения и плотность электролита будет одинаковой по высоте аккумуляторов.
  4. При доливе воды нужно обеспечить строго одинаковый уровень электролита в каждом из аккумуляторов, в противном случае получится разнобой емкостей по аккумуляторам и усилится тенденция к их разбегу (описано выше).
  5. Ежемесячное заполнение журнала тяговой батареи (входит в комплект поставки) позволяет контролировать состояние аккумуляторов и определять профилактические работы для поддержания наилучших характеристик и длительного срока службы.

И в заключение отметим, что соблюдение инструкции по эксплуатации – гарантия надежной работы батареи и условие предоставления гарантии от производителя.